Микрофинансирование представляет собой розничные финансовые услуги на небольшие суммы (по классификации ООН – до 300% от показателя ВВП/на душу населения), предназначенные для клиентов, имеющих низкий уровень дохода, или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам. В современном понимании они включают кредитование, сбережение, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи (что отражает концепцию базового финансового обеспечения – LISTeC – leasing, insurance, savings, transfers and crediting), хотя изначально под микрофинансированием понималось только собственно микрокредитование. Содержание микрофинансовых технологий сводится к тому, чтобы сделать финансово оправданным предоставление полного спектра финансовых услуг малообеспеченному населению, малому и микро бизнесу. В отличие от микрофинансирования, традиционные технологии кредитования не позволяют масштабно работать c данными категориями клиентов. Однако, благодаря успехам, достигнутым программами микрокредитования за последние годы, дефицит предложения финансовых услуг широким слоям населения во всемирном масштабе постепенно уменьшается. По данным Microfinance Information Exchange за 2004-06 гг. объем активов общемирового сектора микрофинансирования удвоился, превысив $100 млрд., а число обслуживаемых клиентов выросло на 50%, превысив 80 млн. человек в более чем ста странах. Во многом это стало возможным благодаря изменению отношения органов финансового (банковского) регулирования и надзора, которые стали учитывать особенности резервирования и надзорных требований в отношении микрофинансовых операций, а также поощрять развитие микрофинансовых институтов. Развитие институтов и технологий микрофинансирования является важным фактором успеха в построении всеохватывающей финансовой системы, в основе которой должна лежать институционально диверсифицированная модель розничного финансового рынка.
В последние годы многие страны добились значительных успехов в обеспечении широких слоев населения финансовыми услугами благодаря развитию микрофинансирования. Микрофинансовый сектор получил общественное признание и достиг весомых практических результатов. Подтверждение тому является проведение ООН в 2005 г. «Международного года микрокредитования и развития духа предпринимательской инициативы», а также присуждение Нобелевской премии мира 2006 года «социальному банкиру» из Бангладеш Мухаммаду Юнусу. Основанный им Grameen Bank стал эталоном «классического» эффективного микрофинансирования. Широкую известность за пределами страны получили многие национальные лидеры в области микрофинансирования, включая Banco Solidario (Боливия), Compartamos (Мексика), Enterprise Development Group (США). Присуждая премию, Нобелевский комитет отметил: «Прочный мир не может быть достигнут до тех пор, пока обширные группы населения не найдут способы вырваться из тисков нищеты. Микрокредитование является одним из таких способов».
В настоящее время развитие национального финансового сектора в России смещено в сторону столицы. Сегодня в наибольшей степени ущемленными в доступе к финансовым услугам являются: малообеспеченное население, особенно сельское; начинающие предприниматели; действующие субъекты микробизнеса.
На 2008 г. около половины экономически активного населения России не имеет полноценного доступа к финансовым услугам. Повышение обеспеченности финансовыми услугами до уровня Восточной Европы к 2012 г., а затем до уровня Западной Европы к 2020 г. является ответом на поручения Президента России и одним из приоритетов социально–экономического развития страны.
Благодаря реализуемой в последние несколько лет политике, в России формируется модель микрофинансового рынка с достаточно удачным балансом различных организаций: кредитные кооперативы обладают уникальными возможностями по аккумулированию неработающих сбережений населения для потребительского и предпринимательского кредитования. Специализированные некоммерческие организации микрофинансирования (в основном они представлены фондами поддержки малого предпринимательства) ориентированы на помощь стартующим предприятиям, которые не могут получить кредит в банках. Быстро формирующийся в последнее время новый класс участников рынка – частные коммерческие микрофинансовые организации – вносят существенный вклад в повышение доли на рынке ранее незадействованных коммерческих и инвестиционных ресурсов. Налицо растущий интерес к сотрудничеству банков с небанковскими институтами микрофинансирования.
В последние годы, все большую эффективность в мире для решения проблемы недоступности финансовых услуг демонстрируют формы дистанционного банковского обслуживания (далее – ДБО), предусматривающие оказание финансовых услуг вне офисов финансовых организаций. Основой для развития ДБО является быстрый рост мобильных и Интернет – технологий, позволяющих реализовывать различные стратегии финансового самообслуживания и обеспечивающие широкое применение в розничных финансовых операциях в качестве средства платежа «электронных денег».
Микрофинансирование является ярким представителем сектора «социального предпринимательства», подразумевающего осуществление предпринимательской деятельности для решения социальных задач как основной цели деятельности. При этом, построение общедоступной финансовой системы невозможно без целенаправленной государственной политики.
Участие государства необходимо, прежде всего, для гармонизации правового регулирования деятельности в сфере микрофинансирования, построения эффективной модели государственного контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций в ее сочетании с саморегулирование, стимулировании развития всех форм микрофинансовых организаций.
Перспективы развития микрофинансирования
Микрофинансирование все больше распространяется на российском рынке, становясь частью финансово-кредитной системы страны. Благодаря микрофинансированию, заемные средства становятся доступны тем, кому трудно получить кредит в банке из-за малых объемов запрашиваемых средств, отсутствия кредитной истории и других причин.
Микрофинансирование решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы. Значение микрофинансирования сегодня признано во всем мире: на 1 января 2006 года 150 ведущих МФО мира имели совокупный портфель займов около USD 5 млрд. и обслуживали более 20 млн. клиентов.
В России на 1 января 2009 года: - количество действующих небанковских МФО – около 2755; - обслуживаемых ими клиентов – около 500 000; - совокупный портфель займов – около 866 млн. долл. США; - средний уровень просрочек по займам – около 5%
За последние годы в России значительно выросли объемы кредитования. Появляется все больше банков и небанковских организаций, предоставляющих микрозаймы. Но им пока не удается полностью удовлетворить потребности малого бизнеса в микрофинансировании: спрос предпринимателей на микрофинансовые услуги составляет около 10 млрд. долларов США, а охват рынка всеми существующими банками и небанковскими микрофинансовыми организациями не превышает 20% или 2 млрд. долл. США.
Опыт многих стран показывает, что на рынке микрофинансирования успешно сосуществуют разные формы финансовых посредников - банки, кредитные кооперативы, некоммерческие микрофинансовые организации. РМЦ придерживается такого же подхода к развитию микрофинансового рынка в России.
Среди ориентиров будущего развития микрофинансового сектора можно назвать следующие:
1. Чтобы донести кредитно-сберегательные услуги в каждый крупный населенный пункт России, нужно не менее 5000 кредитных кооперативов.
2. В каждом регионе должна быть хотя бы одна специализированная небанковская микрокредитная организация и одна некоммерческая микрофинансовая организация– то есть всего не менее 160 НМФО и 600 филиалов на РФ.
3. Программы микрокредитования, малого бизнеса и взаимодействия с небанковскими микрофинансовыми институтами должны стать неотъемлемой частью кредитной политики большинства банков;
4. Общий объем кредитов микробизнесу должен вырасти хотя бы на 400% и достичь 10 млрд. долл. США - только в этом случае можно рассчитывать на системный сдвиг в развитии малого предпринимательства и самозанятости, а также на улучшение уровня жизни малообеспеченных людей, особенно в сельских и удаленных районах.
|
|
|
|
Малый бизнес: трудный и долгий путь к кредиту
Основная проблема для банков при кредитовании малого бизнеса заключается в дефиците положительных заемщиков, с хорошей платежеспособностью и достаточной устойчивостью на рынке.
|
|
| |
|
|
Как получить кредит индивидуальному предпринимателю
Кредитование индивидуального предпринимателя в России во всех финансовых организациях относится к сфере малого бизнеса. Однако и в среде самих предпринимателей, и в кулуарных разговорах аналитиков бытует негласное мнение, что в те моменты, когда речь доходит до дела и требуется срочный заем у банка, лучше привлекать дополнительные средства, беря кредит в качестве физического лица.
|
|
| |
|
|
Кредит на развитие малого бизнеса
Малые предприятия нуждаются в средствах для развития бизнеса, но лишь 10% из них могут получить кредиты. Почему же нет бума на рынке микрофинансирования?
|
|
| |
|
|
Программа поддержки предпринимательства
Реализуемые на территории Московской области меры по развитию предпринимательства уже дали свой результат. По данным УФНС России по Московской области, в 2010 году в Московской области вновь создано 22 677 предприятий, поступления в бюджет от деятельности которых в 2010 году составил 3,43 млрд. рублей.
|
|
| |
|
|
Кредитование малого и среднего бизнеса: виды и формы кредитов
Все большее количество банков предлагает кредитные программы для малого и среднего бизнеса, но востребованность в этом сегменте остается очень высокой. Существуют различные виды и формы кредитов, их нужно по крайней мере представлять себе, прежде чем предприниматель направится в банк.
|
|
| |
|
|
Российский микрофинасовый центр (РМЦ)
Микрофинансирование представляет собой розничные финансовые услуги на небольшие суммы (по классификации ООН – до 300% от показателя ВВП/на душу населения), предназначенные для клиентов, имеющих низкий уровень дохода, или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам.
|
|
| |
|
|
Пакет документов для заемщиков - индивидуальных предпринимателей
Наиболее объемный пакет – это бухгалтерская и финансовая отчетность. На её основе кредитный менеджер должен провести экономический/финансовый анализ и дать оценку вашей кредитоспособности и платежеспособности.
|
|
| |
|
|
Кредитование малого бизнеса без залога
В данной статье раскрываются некоторые вопросы кредитования малого и среднего бизнеса или индивидуальных предпринимателей связанные с получением дополнительного обеспечения необходимого для банка в качестве гарантии возврата кредитных средств.
Практически все программы банковского кредитования малого и среднего бизнеса, где сумма кредита превышает 1 млн рублей предусматривают наличие у заемщика дополнительных гарантий возврата кредитных средств в виде залога в банк какого-либо имущества предприятия.
|
|
|
|
|
|