Во первых:
Новые ставки утильсбора, которые вступят в силу с 1 октября, серьезно повлияют на стоимость всех автомобилей зарубежных брендов — и новых, и подержанных. Больше всего изменения скажутся на машинах с объемом двигателя 1–2 литра, заявил в беседе с агентством «Прайм» доцент кафедры наземных транспортных средств транспортного факультета Московского политеха Анатолий Фиронов.
«Если сейчас утильсбор на такие автомобили составляет около 300,6 тысячи рублей, то с октября он вырастет до 556 тысяч рублей. В результате этого резкого увеличения общая стоимость автомобилей на рынке может значительно возрасти уже в ближайшие месяцы», — предостерег эксперт.
При этом резкого подорожания ждать не стоит, отметил Фиронов. Сейчас дистрибьюторы всеми силами пытаются успеть пополнить российский рынок параллельным импортом по действующим ставкам, так что цены будут расти постепенно. Это будет продолжаться минимум до конца 2024 года. Однако в 2025-м запланирована новая индексация утильсбора, которая снова приведет к росту цен для конечного покупателя.
В начале инициатива с утилизационным сбором преследовала багородную цель — компенсировать российским автопроизводителям убытки, которые они несут из-за конкуренции с зарубежными концернами, тем самым стимулируя отечественный автопром. Но при этом российские производители не хотят отставать от сложившейся на рынке в связи с введением сбора ценовой конъюнктуры и тоже стремятся повышать стоимость авто.
Специалист отметил, что сейчас на рынке искусственно раздувают спрос, призывая скорее покупать машины, аргументируя это тем, что вскоре такая покупка обойдется еще дороже. Поэтому по итогам осени весьма вероятен значительный скачок продаж, резюмировал Фиронов.
Во вторых:
ЦБ привел аргументы в пользу повышения ключевой ставки до 20-22%.
Соответственно автокредиты станут еще дороже и причем намного.
Аргументами стали продолжающееся высокое инфляционное давление и более высокий, чем ожидалось, фактический рост цен. Возник лишь вопрос шага повышения.
Так, аргументом в пользу более сильного шага до 20-22% называлась проблема инерции высокой инфляции. «Чем дольше высокое инфляционное давление сохраняется в экономике, тем более выраженными становятся вторичные эффекты со стороны инфляционных ожиданий. Поэтому повышение ключевой ставки до 20-22% годовых в октябре помогло бы с большей уверенностью переломить инфляционные тенденции и снизить инфляционные ожидания», — отмечает регулятор.
В третьих:
В ВТБ допустили рост ключевой ставки до 23% годовых
Ключевая ставка может достигнуть 23% годовых, допустил в ходе телеконференции первый заместитель президента — председателя правления ВТБ Дмитрий Пьянов.
«Я персонально согласен с тем, что будем тестировать максимум в 20% и пробивать его, чтобы обуздать инфляцию. Это открывает на 2025 год огромную множественность кривых динамики ключевой ставки… Я считаю, что сегодняшний баланс рынков сформировался из предположения, что ставка будет 20% годовых», — заметил Пьянов.
По его словам, у корпоративных клиентов существует психологическая граница уровня ключевой ставки в размере 20% и более. При превышении этого уровня будет наблюдаться невозможность перекладывать такие процентные расходы в себестоимость, резко исчезнет спрос на кредитование.
Если инфляция в 2025 году достигнет 8%, ЦБ может поднять ключевую ставку до 23%, считает Пьянов.
«Я думаю, что мы увидим ставку в 23% и будем иметь более долгий период приземления экономики и более долгий период победы над инфляцией прежде всего из-за мягкого бюджета и перегрева на рынке труда», — резюмировал он.