Банк России фиксирует рост жалоб, связанных с автокредитованием. Чаще всего они вызваны удорожанием автомобилей из-за навязывания услуг, заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

«Автокредитование у нас растет, но мы видим и рост жалоб. Там идет рост навязывания услуг, иногда автомобили просто не продаются не в кредит или если не в кредит, то становятся дороже. При этом кредит можно взять только с дополнительными услугами, которые нельзя вернуть», – сообщила председатель Банка России.

Она привела пример, когда покупателю автомобиля в одном из салонов навязывают приобретение «сервисного обслуживания» за 170 тысяч рублей. В сумму входят сервисные услуги и флеш-карта с записанной на ней книгой-инструкцией по эксплуатации.

«Вернуть можно только 9 тысяч за сервисные услуги, а 161 тысячу — нельзя, потому что по закону книга не подлежит возврату. Вот нашли этот момент в законодательстве для того, чтобы таким образом навязать услугу, которую человек не может вернуть», – говорит Набиуллина.

Она сообщила, что банки знают о таких ситуациях, но утверждают, что это салоны диктуют свои условия.

«Нам представляется, что такое положение дел принимается сознательно. Есть банки, и слава богу, что есть такие банки, которые разрывают отношения с такого рода автодилерами. А в других случаях, наоборот, банки выступают, по сути дела, двигателями таких схем», – констатировала глава Центробанка.

Она предупредила, что ЦБ совместно с Роспотребнадзором решили ужесточить контроль в данной сфере. 

«Я хотела просто предупредить. И те, кто использует до сих пор эти практики, чтобы их искоренили до того, как мы придем вместе с Роспотребнадзором. Поэтому нужен и стандарт автокредитования. Я надеюсь, что банковскому сообществу удастся о них договориться быстрее, чем по ипотеке», – сказала Эльвира Набиуллина.

С 1 июля ЦБ впервые ввел макропруденциальные надбавки в автокредитах, на фоне чего некоторые игроки начали повышать ставки в этом сегменте, что было ожидаемым сценарием на фоне удорожания для них выдачи таких продуктов, объясняет руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова. 

Второй альтернативный сценарий, который также выбрали ряд игроков, — это снижение уровня одобрений по автокредитам, которые попадают под повышенное резервирование. Такая вариативность в поведении банков возможна по той причине, что новация в автокредитовании касается только надбавок к капиталу банков и не содержит прямого количественного ограничения на заключение договоров с высоким уровнем риска, как это наблюдается в необеспеченном потребительском кредитовании, где помимо макронадбавок действуют и макропруденциальные лимиты. Поэтому у заемщиков пока еще остается возможность получить автокредиты, пусть и по более высокой стоимости.