В сентябре российские банки фиксируют пики выдачи ссуд на покупку новых автомобилей, рассказали Forbes крупные игроки на рынке автозаймов. Заемщики набирают кредиты впрок перед очередным повышением утилизационного сбора: с 1 октября его ставки вырастут на 70-85% и впредь будут ежегодно индексироваться. Росту выдач также способствуют возобновление льготной госпрограммы, а также скидки производителей. Эти факторы ведут рынок к новому рекорду выдач по итогам года
В сентябре банки фиксируют новые пики выдач автокредитов, рассказали Forbes представители пяти крупных кредиторов. Для некоторых банков сентябрь уже стал самым успешным месяцем в этом году, другие прогнозируют абсолютные рекорды выдач автокредитов по итогам этого месяца.
«Мы наблюдаем значительную активизацию клиентского спроса. В августе прирост выдач автокредитов составил 36% по отношению к июлю. В сентябре, судя по динамике, объем оформленных автокредитов более чем на 20% превысит показатели августа», — говорит начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик. Росбанк ожидает выдать в сентябре максимальный за всю историю банка объем автокредитов, добавляет банкир.
У «Уралсиба» за неполный месяц уже произошел 27%-ный прирост к результатам августа и 63%-ный — к июлю, отмечает директор по развитию продаж банка Сергей Соловьев. Существенный рост выдач автокредитов в сентябре отметили также представители ВТБ и Альфа-банка, не раскрыв точных результатов месяца.
У Абсолют Банка в летние месяцы был значительный рост автокредитования, рассказывает директор департамента розничных продуктов банка Виталий Костюкевич. «Это было обусловлено как ситуацией на рынке, так и внутренними факторами — перезапуском автокредитного конвейера. В начале сентября мы зафиксировали небольшой спад, вызванный началом учебного года. Однако со второй недели наблюдаем повышенный спрос — плюс 30% к аналогичному периоду августа», — добавляет он.
Почему россияне скупают машины в кредит
Главным драйвером выдач все опрошенные Forbes банкиры признают ожидание скачка цен на автомобили из-за существенного увеличения утилизационного сбора с 1 октября. Объемы автокредитования растут во многом из-за планируемого увеличения утильсбора, говорит руководитель направления по работе с автопроизводителями Альфа-Банка Илья Долгих. Опасения заемщиков действительно сформировали опережающий спрос: клиенты, которые раньше только задумывались о покупке машины, решились на нее, соглашается Вячеслав Якубчик.
Постановление об утверждении долгосрочной шкалы утилизационного сбора до 2030 года правительство подписало недавно — 13 сентября. Однако его проект был опубликован на портале проектов нормативных актов еще в июле. Представленная в нем шкала долгосрочной прогрессивной индексации предполагала рост утилизационного сбора на 70-85% в 2024 году с последующей ежегодной индексацией на 10-20% начиная с января 2025 года, оценивал Минпромторг.
Сумма утильсбора рассчитывается как произведение базовой ставки сбора и коэффициента, варьирующегося в зависимости от категории автомобиля, его возраста, технически допустимой максимальной массы машины и объема двигателя. Согласно постановлению, с 1 октября вырастет и базовая ставка, и коэффициент. Например, для машин не старше трех лет с объемом двигателя до 2 л базовая ставка вырастет с 300 600 до 556 200 рублей, а коэффициент — с 15,03 до 27,81. Новая тарифная сетка утильсбора будет действовать как для российских производителей авто, так и для импортеров. Увеличение утильсбора на авторынке — это событие, которое должно повлечь рост цен на машины, констатирует пресс-служба «Автостата».
Покупатели отреагировали на опубликованный проект постановления ажиотажным спросом. Так, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в последний месяц лета продажи новых автомобилей превысили с учетом альтернативных каналов подставок 152 000 единиц. Это стало лучшим результатом для авторынка за последние 10 лет, констатирует АЕБ. «Обычно спокойный из-за отпусков август бьет десятилетний рекорд. С высокой долей вероятности в сентябре этот тренд будет продолжен, если только не появятся новые факторы, влияющие на потребительское поведение», — считает председатель комитета Алексей Калицев.
По данным «Автостата», по итогам августа в России было продано более 148 000 новых легковых автомобилей. Это рекордное значение за последние три с половиной года, подчеркивает аналитическое агентство. Первые две недели сентября свидетельствуют о том, что повышенный спрос на рынке сохраняется. «Автостат» тоже прогнозирует, что в первый месяц осени новых автомобилей в России может быть продано еще больше, чем в августе.
В результате ажиотажа «охлаждающие» меры ЦБ — повышение для банков надбавок на капитал при выдаче автокредитов и повышение ключевой ставки до 18% в июле и до 19% в сентябре не сдержало выдачи, подтверждают банкиры. «В августе из-за ужесточения риск-политики ЦБ и повысившихся ставок по стандартным банковским программам рынок автокредитования начал «охлаждаться», а по итогам сентября мы снова ждем роста объема выдач», — констатирует представитель ВТБ. «Выдачи автокредитов действительно сейчас не коррелируют ни с растущими ставками по рыночным программам, ни с ужесточением регулирования самого рынка», — соглашается старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Что еще разгоняет выдачи
Помимо повышения утилизационного сбора, выдачи в сентябре стимулируются еще несколькими факторами. Во-первых, производители по-прежнему дают скидки, а продавцы подогревают ажиотаж клиентов. «Покупай сейчас, потом будет дороже» — это стандартный дилерский скрипт. В случае с ростом утилизационного сбора он работает безотказно. Кроме того, многие производители в сентябре продолжают субсидировать ставки по кредитам», — говорит Станислав Сухов.
Во-вторых, в середине сентября возобновила работу госпрограмма льготного автокредитования, которая была приостановлена в начале лета в связи с исчерпанием лимитов. Минпромторг сообщил о ее дофинансировании на 6,5 млрд рублей. Под программу подходят автомобили стоимостью до 2 млн рублей, которые набирают не менее 1600 баллов за локализацию. Под эти критерии попадают все модели Lada, УАЗ, ГАЗ массой до 3,5 т и выпускаемые в Тульской области Haval Jolion. Базовая скидка на эти машины по условиям программы для льготных категорий заемщиков составляет 20%, а для жителей Дальневосточного региона — 25%. Кроме того, все заемщики могут купить со скидкой 35% электрокары российского производства Evolute, Москвич Зе и Амберавто А5. Илья Долгих называет возобновление льготной госпрограммы еще одним ключевым фактором, стимулирующим выдачи на покупку бюджетных авто.
К новому рекорду
После пикового сентября осенью может начаться спад продаж автомобилей и выдач автокредитов, считают собеседники Forbes. По словам Виталия Костюкевича, повышенный спрос на машины будет наблюдаться еще весь октябрь, поскольку новые закупочные цены на автомобили рынок увидит в ноябре-декабре. Однако достижение нового максимума уже предрешено, считают все собеседники Forbes. «Этот год будет рекордным. За весь 2023 год было выдано 1,5 трлн рублей, а по итогам августа 2024 года банки уже оформили кредитов на 1,6 трлн рублей», — напоминает Сергей Соловьев.