Мы так много говорим о финансовой грамотности, и под этим «Мы» понимаем и сотрудников финансовых и кредитных организаций, и средства массовой информации, и политиков, чиновников, и представителей федеральной власти, и, конечно же, простых людей, которые трудятся, растят детей и внуков, делают ремонт, ездят отдыхать и вообще живут своей жизнью.
Но с активным вмешательством в нашу жизнь финансов, через страховки, кредиты, налоги, зарплатные карты, денежные переводы и многое другое, необходимость понимания этих и других финансовых продуктов стала особо острой.
О значимости финансовой образованности населения можно сказать следующее:
- финансово грамотные потребители способствуют развитию финансовых рынков и созданию более сложных финансовых инструментов;
- грамотная оценка рисков и доходности тех или иных финансовых и, особенно, кредитных продуктов, умение сравнивать и находить то, что нужно именно тебе в данной ситуации, является движущей силой конкуренции на финансовом рынке;
- поиск новых, более современных финансовых продуктов и услуг, стремление удовлетворить свои индивидуальные потребности стимулируют финансовые организации к разработке и внедрению новых инновационных инструментов, уникальных предложений;
- уверенность в использовании полученной информации, умение ориентироваться в ней позволяют адекватно оценивать экономическую ситуацию и накапливать денежные средства.
Получается, что финансовое образование населения способно улучшить материальное положение не только конкретно взятой семьи, но и страны в целом, за счет умения получать и анализировать информацию, грамотно ей распоряжаться, управлять деньгами, чтобы увеличить доход и сделать накопления.
Кроме того, финансово грамотный человек автоматически становится и финансово защищенным. Иной раз, при возникновении противоречивой ситуации, нам сложно сориентироваться и понять, в какой орган обращаться, чтобы разрешить возникшую проблему, защитить свои интересы или сообщить о правонарушении. Получается, что повышение уровня финансовой грамотности сможет снизить нагрузку на государственные и праворегулирующие органы путем уменьшения количества обращений в них.
В прежние времена даже незначительные колебания в экономике могли вызвать слишком бурную реакцию населения, что создавало негативный резонанс на финансовых рынках. К примеру, люди массово закрывали вклады или, наоборот, набирали кредиты, покупали /продавали акции и т.д. Это порождало значительные последствия, хотя исходные изменения не были настолько критичными.
Недавним примером может служить ситуацию в 2008 году, когда финансовый кризис еще не стал мировым, а затрагивал лишь ипотечные банки США. Повсеместно по России, в том числе в небольших города, люди массово стали забирать деньги из банков, размещенных во вклады и на счетах до востребования. Панические настроения привели к дефициту средств у банков, от чего многим пришлось расставаться со своими сотрудниками, а кому то и вовсе объявить себя банкротом или распродавать бизнес что называется «по кускам». Лишь спустя несколько месяцев (около полугода) стали размещаться баннеры и билборды, крутиться ролики на ТВ о том, что банки учувствуют в системе страхования вкладов и сбережения населения защищены (сейчас на сумму до 700 000 рублей).
Получается, что достойный уровень финансовой грамотности населения выгоден не только потребителям, но и финансовым организациям, в том числе и банкам, продукты и услуги которых пользуются массовым спросом.
Мы неоднократно писали в предыдущих статьях, что наметился стабильный рост спроса на банковские продукты, особенно на кредиты наличными и кредитные карты.
Процесс получения кредита, как и другой банковской услуги, имеет определенные этапы. Чтобы выбрать кредит, клиент сначала выбирает то, что ему подходит, изучает информацию, думает, подбирает. Если возникают вопросы, то он может воспользоваться помощью кредитного специалиста или менеджера, чтобы получить консультацию. Определившись с той или иной услугой (или выбрав банк и кредитный продукт), он приступает к оформлению документов: кредитная анкета для кредита или договор / заявление для иного банковского продукта.
В случае с кредитом, необходимо подождать решение банка по Вашей кредитной анкете и, если оно положительное, то можно приступать к оформлению документов: кредитного договора, дополнительных соглашений и приложений к нему. Но даже на этом этапе у клиента могут возникнуть вопросы, белые пятна в информации, которые он захочет заполнить. Специалист банка должен объяснить клиенту, что включено в кредитный договор, какие условия в нем есть, как использовать график платежей и многое другое.
Рассматривая получение кредита или иной банковской услуги в самом общем виде, получается довольно долгий и нудный процесс. А если говорить о кредите на крупную сумму с поручителем, ипотеке или автокредите, то к той же схеме добавляется 2-3 этапа.
Притом, что информации о банковских продуктах довольно много как на сайтах банка, так и в других источниках, необходимо ее понимать и анализировать. В итоге, из-за нехватки знаний у клиентов о финансовых и банковских продуктах, специалисты банков и их колл-центров очень много времени затрачивают на консультации, ответы на вопросы и разъяснения спорных моментов.
Представим, что изменилось бы для банков, если бы уровень финансовой грамотности населения был более высоким:
- клиент приходил бы в банк уже подготовленным к получению нужного ему продукта;
- консультации специалиста не требовались, или они были бы значительно проще ( не приходилось бы рассказывать про продукт от и до);
- в офисах банка сократились бы или вообще пропали очереди;
- уменьшение времени на консультацию одного клиента позволило бы специалисту банка обслужить большее количество людей. За счет этого увеличилась бы выработка работника, и он смог бы получаться большую заработную плату;
- увеличение количества проведенных в банке операций или оформленных кредитов и других продуктов банка, позволило бы банку увеличить свою прибыль;
- сокращение числа сотрудников по работе с клиентами, позволило бы перераспределить их на новые должности и обеспечить карьерный рост.
По этим и другим причинам банкам важно, чтобы их клиенты, будущие или действующие, имели достойный уровень финансовой образованности.
И важно заметить, что некоторые из участников банковского бизнеса уже начали первые шаги в этом направлении.
Например, банк Ренессанс Кредит создал на своем сайте раздел «Финансовая грамотность», в котором можно посмотреть «Азбуку кредитов» и «Памятку заемщика». Редактором рубрики является известная актриса Мария Шукшина, которую специально привлекли, чтобы она доступным и понятным языком разъясняла клиентам основные кредитные термины и понятия. В этом же разделе можно скачать книгу «Азбука финансов», подписанную Президентом Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном. В «Памятке заемщику» выложено два файла: «Памятка заемщика по потребительскому кредиту» и «Что нужно знать о безопасности операций с картами». На самом деле, эти два вопроса являются наиболее актуальными для заемщиков и клиентов банка, так как все возникающие ситуации по кредитам и картам являются производными от этих двух разделов.
На сайте Банка Хоум Кредит мы нашли разделы «Часто задаваемые вопросы» и «Словарь терминов», что, конечно же, нацелено на облегчение взаимопонимания между населением и представителями банковской сферы. Прямо с главной страницы сайта банка можно перейти к разделу «Финансовая грамотность». Разработчики подошли к вопросу довольно креативно и результат получился неординарным. Названия внутренних рубрик радует как оригинальностью, так и прозрачностью. Здесь и новости о финансовой грамотности, и Памятка заемщика, и Мастер классы экспертов, и День открытых дверей, и Кодекс ответственного кредитования. Отдельно достоин внимания Конкурс «Журналисты против финансовой безграмотности». Банк Хоум Кредит за счет этого соревнования пытался выявить особенно заинтересованных авторов в повышении финансовой образованности и культуры россиян и стимулировать появление материалов по финансовой грамотности.
«Такой клиент(прим.финансово грамотный) знает, что и зачем он покупает, и на каких условиях. Его отношения с банком взаимовыгодны. И он обращается за финансовыми услугами снова и снова, – заявила начальник управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит Ирэн Шкаровская для портала bankir.ru– Нам нужны довольные клиенты. Мы хотим зарабатывать на повторных продажах, а не на штрафах».
Как сообщалось в апрельской публикации этого года сайта bankir.ru, Волго-Вятский банк Сбербанка России принял участие в подготовке и реализации проекта «Факультет финансовой грамотности для пенсионеров», совместно с Пенсионным фондом РФ при поддержке Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России». Идея заключается в предоставлении людям пенсионного и предпенсионного возраста грамотной консультации по вопросам пенсионного обеспечения, назначения и использования банковских продуктов и услуг. Программа реализована в виде обучающих семинаров, с конкретными примерами услуг для пенсионеров.
Однако все вместе взятые федеральные программы, региональные семинары и круглые столы, обучающие материалы на сайтах банков просто не способны быстро и кардинально изменить ситуацию с финансовой образованностью такой огромной страны, как наша. Но информационный фон безусловно нужен! Он должен выступать как основа для дальнейших активных действий.
Банки должны и могут стимулировать развитие финансовой грамотности в нашей стране за счет качественных консультаций, высокого сервиса обслуживания, помощи в решении вопросов для каждого отдельно взятого клиента. Любой человек, вошедший в офис, позвонивший по телефону или обратившийся через Интернет, должен быть принят банком как саамы дорогой клиент. Даже если по каким-то причинам клиенту не может быть предоставлена нужная ему услуга (например, не подходит под требования кредитной программы), от него нельзя отмахиваться. Даже в такой ситуации человек может чувствовать удовлетворенность и понимать, почему так сложилось. Ведь если обойтись с клиентом хорошо, «по-человечески», он запомнит позитивные эмоции от банка и, возможно, обратится в него снова, за какой-либо другой услугой.
Для этого необходимо воспитывать у сотрудников кредитных организаций не только лояльность к клиенту, но и человечность, желание помочь решить его вопрос или проблему. Казалось бы, это очевидно, но, увы, не для всех. Индивидуальный подход к клиентам и вовлеченность специалистов банков в их проблемы, потребности и пожелания сможет обеспечить повышение финансовой образованности людей. Нужно говорить с клиентом на одном языке и подстраивать каждый диалог под особенности восприятия (социального положения, сферы деятельности и т.д.) отдельно взятого клиента, хотя бы в силу своих возможностей. Нужно объяснять, разъяснять, разжевывать каждый непонятный момент. К сожалению, это теория, а на практике мы часто встречаем в банках сотрудников плохо подготовленных, неприветливых, медленно работающих. Очень часто нарекания со стороны клиентов относятся именно к конкретным сотрудникам, а не к продуктам самого банка.
Ведение статистики самых проблемных моментов банковского бизнеса, создание специальной информационной базы, на основании которой люди могли бы самостоятельно найти ответы на свои вопросы, тоже может стать отличным началом активного продвижения «новых», теперь уже понятных финансовых услуг.
В заключение, приведем примеры зарубежного опыта превышения финансовой грамотности.
Опыт США по повышению Финансовой грамотности населения, который берет свое начало с 80-х годов, был четко диверсифицирован. Помимо общих обучающих и практических программ, были разработаны специальные меры для особенно уязвимых слоев населения: женщин, детей, иммигрантов, малоимущих и др.
В Польше особое внимание уделяется финансовому образованию журналистов, священников, учителей, ученых, то есть тех, кто несет просвещение в массы и к кому эти массы прислушиваются.
Таким образом, развитие финансового образования должно быть не только всеобщим, но и адресным, нацеленным на всех и конкретно каждого.
Точечное влияние на финансовую подкованность людей сможет оказать самое положительное влияние, банки станут ближе к клиенту, а клиент станет более лоялен к банкам.
|
|
|
|
Центробанк пока не ограничивает ставки по кредитам и дает возможность банкам снова заработать на кредитовании
Для оптимизации управления процентными рисками Банк России временно отменил ограничения по полной стоимости кредита для основных участников кредитного рынка. Ограничение будет действовать до июля текущего года.
|
|
| |
|
|
Совсем простые правила для заемщиков
Вы собираетесь взять кредит и изучаете предложения банков? Это правильно. Но сначала запомните несколько простых правил, которые разработали эксперты, чтобы заемщики не попадали впросак.
|
|
| |
|
|
POS-кредиты переживают не лучшие времена, но остаются востребованными
Объемы рынка POS-кредитов с начала текущего года сократились на 16%. Отрицательная динамика POS-кредитов зафиксирована впервые за 5 лет. Сейчас на POS-кредитование приходится 229 млрд. рублей.
|
|
| |
|
|
Банк Хоум Кредит: «Мы наблюдаем нетипичные изменения в поведении заемщиков»
Просрочку по возврату кредита стали допускать те заемщики, которые раньше не испытывали проблем с оплатой кредитных обязательств. Это - нетипичные изменения в поведении заемщиков, считают в Банке Хоум Кредит.
|
|
| |
|
|
Еще раз про просроченную задолженность по кредитам
Просроченная задолженность растет на фоне снижения кредитной активности банков и ухудшения финансового положения заемщиков. Население продолжает накапливать просроченные долги, которые все равно, рано или поздно, каким-то образом придется отдавать.
|
|
| |
|
|
Недоверие к банкам приводит к оттоку вкладов, а нехватка вкладов не позволяет банкам выдавать кредиты
Замкнутый круг кредитной системы: недоверие населения к банкам приводит к оттоку вкладов, а нехватка вкладов не позволяет банкам выдавать кредиты.
|
|
| |
|
|
МФО не боятся роста просрочки и поддерживают ЦБ в очистке рынка от недобросовестных игроков
По предварительным прогнозам, микрофинансирование в 2014 году может увеличить свои объемы на 40-45%. На сегодняшний день в России в государственном реестре МФО зарегистрировано 4 273 компании.
|
|
| |
|
|
Закон «О потребительском кредите (займе)»: конец мелкому шрифту и скрытым комиссиям
С 1 июля 2014 года вступил в силу, пожалуй, самый нужный и очень долгожданный на рынке кредитования закон - Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
|
|
|
|
|
|