К деньгам можно относиться по-разному, и каждый сам определяет, какую роль он готов отвести им в своей жизни. Неоспоримо, что деньги являются средством достижения большинства материальных целей, которые человек ставит перед собой. Денежные отношения в обществе - дело обыденное и привычное. Но вот "финансы", как один из аспектов глобального круговорота денежной массы, часто порождают у россиян больше вопросов, чем ответов.
Последнее десятилетие стало этапом ускоренного становления финансовой и банковской системы в нашей стране. То, что западные страны прошли еще 50 лет назад, мы наверстываем сейчас, зачастую перепрыгивая некоторые стадии и обучаясь на своих и чужих ошибках.
Но столь стремительное развитие банковской системы выявило отсутствие опыта и знаний у населения в ряде финансовых вопросов, прежде всего, в кредитовании. Остро встала проблема финансовой безграмотности.
Финансовую грамотность в общем виде можно определить как наличие определенного набора навыков, позволяющих принимать эффективные решения в вопросе управления своими финансовыми ресурсами. Это необходимо для достижения целей и задач как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Для грамотного управления своими финансами необходимо собирать, оценивать и анализировать финансовую информацию, а также правильно применять полученные знания.
Финансы - это понятие не только общегосударственное. Финансовых аспектов в жизни каждого человека довольно много. К ним относятся взаимоотношения с различными финансовыми структурами: банками, налоговой инспекцией, пенсионным фондом, фондовым и валютным рынком, страховыми организациями. Волей-неволей каждый из нас сталкивается с финансовыми вопросами, в индивидуальном решении которых значительную роль играет персональная финансовая грамотность.
Еще несколько лет назад проблему финансовой безграмотности большинство специалистов сводили к отсутствию опыта рационализации личных и семейных бюджетов. Сейчас понятие финансовой грамотности трактуется более широко, охватывает взаимоотношения населения со всеми финансовыми структурами, продолжая выявлять пробелы в знаниях тех или иных финансовых механизмов.
Наибольшая активность сейчас наблюдается во взаимоотношениях населения с такими финансовыми структурами, как банки. В банк мы идем, чтобы оплатить продукты и услуги, перевести деньги родственникам и друзьям, открыть вклад, оформить кредит и т.д. Необходимость понимания особенностей работы банка, качественных и количественных характеристик услуг, предлагаемых населению, очевидна.
За последние годы в России проведена большая работа по повышению финансовой грамотности населения. Были открыты специализированные организации и запущены государственные программы. Это и открытие национального фонда содействия финансовой грамотности, и программа повышения финансовой грамотности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, и федеральные и региональные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения от Федеральной службы по финансовым рынкам, и многие другие.
Успешная работа по повышению финансовой грамотности населения дает весьма заметные результаты. И уже можно подвести определенные итоги этой работы.
В 2008 году 50% респондентов, участвовавших в исследовании уровня финансовой грамотности населения, которое проводило Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), не имели достаточных знаний о финансовой сфере, чтобы считать себя финансово грамотным человеком, или эти знания были малозначительными. Аналогичный опрос НАФИ весной 2012 года показал, что данный показатель снизился вдвое и теперь составляет лишь 23%. Кстати, в 2008 году более 48% опрошенных вообще не пользовались банковскими продуктами и услугами.
В 2011 году был совершен ощутимый скачек в объемах прироста розничного кредитного портфеля банков, который составил 35%. Кроме того, за прошедшие годы увеличилось потребление таких банковских продуктов как срочные вклады (с 8% до 14%), текущий счет или счет до востребования (с 11% до 15%), дебетовая пластиковая карта (с 4% до 9%), зарплатная карта (с 39% до 44%), говорится в исследовании НАФИ.
Уровень востребованности банковских продуктов и услуг является показателем уверенности россиян в своих финансовых возможностях. Однако важно понять, насколько эта уверенность является объективной и помогает ли она в решении насущных финансовых вопросов семьи.
Исследование НАФИ, посвященное причинам невозвратов кредитов в 2009-2012 г.г., подтверждает, что ответственность заемщиков - физических лиц растет. Снизилось значение непредвиденных ситуаций, повлиявших на возможность вернуть кредит, с 46% в 2009 г. до 37% в 2012 г.; на 8% сократилась доля россиян, считавших веской причиной невозврата кредита переоценку своих финансовых возможностей по оплате кредита; в 1,5 раза увеличился уровень ответственности среди населения, при котором ни одна из причин невозврата кредита не признается уважительной.
По данным Центрального Банка России, объем просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам в июне 2012 г. снизился до 4,0% против 4,5% в том же месяце 2011 г. и 5,4% в 2010 г.
Снижение уровня невозвратов кредитов говорит о повышении сознательности заемщиков перед банками, и, одновременно, о повышении уровня знаний специфики банковских продуктов, в том числе кредитных.
Особым показателем повышения финансовой грамотности россиян можно считать популяризацию таких расчетных инструментов как банковские карты, кредитные и дебетовые. Увеличение доли безналичных денежных средств является свидетельством развития экономики страны, и как следствие, повышения благосостояния ее граждан.
Использование банковских карт сопряжено с необходимостью изучения дополнительной информации. Например, отсутствие материального воплощения денежных средств на карте, необходимость перевода денег с карточного счета на счет до востребования, оплата товаров и услуг с помощью карты как через банкоматы и терминалы, так и в интернете и др. Все эти, и не только, операции требуют понимания среди народа особенностей данного банковского продукта.
Что же касается кредитных карт в отдельности, то они гораздо сложнее в использовании нежели простой потребительский кредит. Такие незнакомые еще в недавнем прошлом понятия, как льготный период или грейс, процент за обналичивание средств, плата за выпуск и перевыпуск карты, блокировка карты и многое другое, уэе не мешают нам, простым обывателям, с удовольствием пользоваться данным финансовым продуктом, уровень использования которого совсем еще недавно не занимал должного места в нашей жизни.
По данным РБК за 2011 год было выпущено 138,5 млн. штук пластиковых карт 107 банками, учувствовавшими в исследовании, что на 28% больше по сравнению с предшествующим годом. С учетом того, что в данный рейтинг вошли самые крупные банки России, погрешность, связанная с недостатком выборки не велика, ведь именно лидеры банковского сектора задают тон всему рынку.
Кредиты и карты стали той лакмусовой бумагой, которая показывает нам уровень заполняемости нашей жизни всевозможными банковскими продуктами и услугами. Экономические условия, к сожалению, не позволяют нам единоразово изъять из семейного или личного бюджета крупную сумму денег, зачастую ее попросту нет, а накопление происходит тяжело и долго. Розничные кредиты, которые стали доступны в России по количеству, но, увы, пока не по качеству (в сравнении, например, с ведущими европейскими странами), являются хорошим подспорьем, чтобы приобрести бытовую или компьютерную технику, сделать ремонт, купить автомобиль или добавить недостающую сумму денег на запланированную покупку или путешествие.
На самом деле, целей кредитования неимоверное множество, которое ограничено лишь нашей фантазией. И вопреки расхожему мнению, что кредит - это «долговая яма» или «черная дыра» для бюджета, нужно понимать, что если не злоупотреблять и грамотно оценивать свои возможности, кредит становится финансовым инструментом улучшения условий жизни, получения образования, отдыха и лечения, покупки недвижимости и других активов.
Но для этого мало организовывать свой бюджет и планировать доходы и расходы. Нужно научиться выбирать и понимать, чем кредит в банке А. отличается от кредита или карты в банке Б., В. или С. Правильно оценивая банковские предложения, Вы сможете подобрать для себя тот, единственно подходящий вариант, который, во-первых, не сильно ударит по карману, а во-вторых, позволит удобно погашать кредит, не допуская просрочки платежей.
И именно знания, которые чаще появляются с опытом, позволяют всем нам рационально пользоваться кредитами, картами, выбирать вклады и пользоваться расчетно-кассовым сервисом в банках. Отсюда складывается общая финансовая грамотность населения, которая согласно приведенным выше данным растет, что не может не радовать.
Финансовая грамотность каждого человека складывается из ряда факторов. Имеет значение уровень образования, но не является основополагающим.Личная любознательность, внимательность, прозорливость и подготовленность заставляют нас вникать, спрашивать, выяснять, понимать все новые и новые данные про тот или иной финансовый продукт. Консультации банковского специалиста, прозрачность информации в кредитном или ином банковском договоре (на которую, кстати сказать, направлены все последние законы и постановления правительства РФ) становятся финальным аккордом в становлении нашей финансовой культуры и образования.
Важно отметить, что глобальная работа банков по повышению качества клиентского сервиса значительно улучшает ситуацию на банковском рынке. Ведь грамотный и вежливый специалист позволит нам лучше понять и вникнуть в специфику того или иного банковского продукта.
Но дальнейшее развитие финансовой грамотности не может зависеть только от государства, профильных министерств и банков. Каждый из нас сознательно или бессознательно вносит свой вклад в общее дело. Нужно приучаться управлять своими личными и заемными денежными средствами, вести свою бухгалтерию, контролировать расходы. Активнее использовать возможности Интернет-банкинга и безналичных расчетов. Уметь экономить не только деньги, но и столь дорогое время. Важно знакомить и своих детей с управлением денежными средствами, а подросткам можно предоставлять в личное пользование пластиковые карты. Молодое поколение должно быть подготовлено к пользованию банковскими продуктами и услугами на совершенно новом техническом, технологическом и сервисном уровне.
Современный финансовый рынок в России предлагает широкий выбор доходных финансовых инструментов, которыми нужно уметь пользоваться. Это не только кредитование и депозиты, но торговля на фондовом и валютном рынке, брокерское обслуживание и т.д. Доступность информации, которую предоставляют банки своим клиентам, исчерпывающая информации, которую можно найти в Интернете, образовательные курсы и тренинги, в целом сфера образования создают благоприятные условия для дальнейшего развития финансовой грамотности населения, и как следствие, повышения благосостояния россиян.
|
|
|
|
Центробанк пока не ограничивает ставки по кредитам и дает возможность банкам снова заработать на кредитовании
Для оптимизации управления процентными рисками Банк России временно отменил ограничения по полной стоимости кредита для основных участников кредитного рынка. Ограничение будет действовать до июля текущего года.
|
|
| |
|
|
Совсем простые правила для заемщиков
Вы собираетесь взять кредит и изучаете предложения банков? Это правильно. Но сначала запомните несколько простых правил, которые разработали эксперты, чтобы заемщики не попадали впросак.
|
|
| |
|
|
POS-кредиты переживают не лучшие времена, но остаются востребованными
Объемы рынка POS-кредитов с начала текущего года сократились на 16%. Отрицательная динамика POS-кредитов зафиксирована впервые за 5 лет. Сейчас на POS-кредитование приходится 229 млрд. рублей.
|
|
| |
|
|
Банк Хоум Кредит: «Мы наблюдаем нетипичные изменения в поведении заемщиков»
Просрочку по возврату кредита стали допускать те заемщики, которые раньше не испытывали проблем с оплатой кредитных обязательств. Это - нетипичные изменения в поведении заемщиков, считают в Банке Хоум Кредит.
|
|
| |
|
|
Еще раз про просроченную задолженность по кредитам
Просроченная задолженность растет на фоне снижения кредитной активности банков и ухудшения финансового положения заемщиков. Население продолжает накапливать просроченные долги, которые все равно, рано или поздно, каким-то образом придется отдавать.
|
|
| |
|
|
Недоверие к банкам приводит к оттоку вкладов, а нехватка вкладов не позволяет банкам выдавать кредиты
Замкнутый круг кредитной системы: недоверие населения к банкам приводит к оттоку вкладов, а нехватка вкладов не позволяет банкам выдавать кредиты.
|
|
| |
|
|
МФО не боятся роста просрочки и поддерживают ЦБ в очистке рынка от недобросовестных игроков
По предварительным прогнозам, микрофинансирование в 2014 году может увеличить свои объемы на 40-45%. На сегодняшний день в России в государственном реестре МФО зарегистрировано 4 273 компании.
|
|
| |
|
|
Закон «О потребительском кредите (займе)»: конец мелкому шрифту и скрытым комиссиям
С 1 июля 2014 года вступил в силу, пожалуй, самый нужный и очень долгожданный на рынке кредитования закон - Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
|
|
|
|
|
|