В 2008 году банки прогнозируют резкий рост популярности кредитных карт. Этот банковский кредитный продукт демонстрирует впечатляющий рост: на 40% в год. Дальнейшему продвижению кредитных карт на российском рынке будет способствовать удобство их использования, относительная дешевизна кредита, развитие совместных проектов банков с торговыми сетями, а также внедрение лояльных принципов предоставления кредитных карт.
Уровень проникновения обычных пластиковых карт среди активного населения РФ близок к 100%. В настоящее время по данным ЦБ России в обращении находится более 100 млн. пластиковых карт, в 2008 году прогнозируется рост до 115-120 млн. карт. Однако мы приобщились к плодам «величайшего решения человечества», как называют создание пластиковой карты, с опозданием почти в пятьдесят лет. Фактически приобщение шло насильственным путем —на пластиковые карты стали перечислять заработную плату. Может быть, поэтому большинством россиян пластиковая карта используется только для снятия наличных в банкомате в дни аванса и зарплаты. В течение нескольких лет в России существовало понятие только дебетовой карты, в отличие от других стран, где кредитные карты - основной платежный инструмент в торговых и сервисных точках.
А ведь первые платежные платежные карты, появившиеся в середине прошлого века в США благодаря Фрэнку МакНамару, были задуманы исключительно для оплаты в кредит, хотя и обедов в ресторане. Назывались они Diners Club. К 1961 году платежная система Diners Club стала международной, а функциональные возможности карт развились практически до современного состояния (с поправкой на технический прогресс того времени). Удобство оплаты услуг в кредит по карте по достоинству оценили миллионы клиентов.
Сейчас в России доля кредитных карт от общего числа выпущенных пластиковых карт, по разным оценкам, составляет не более 15% от общего числа. Банкам, чтобы добиться заметного роста портфеля кредитных карт, нужно сделать один, но сложный шаг: грамотно использовать уже существующую клиентскую базу для популяризации кредитных карт. Не секрет, что экспресс-кредиты на покупку товаров, оформляемые прямо в торговой точке под высокие проценты, не выдерживают никакого сравнения с преимуществами кредитных карт. Это понятно, для выдачи быстрого кредита банки не имеют возможности оценить платежеспособность заемщика, поэтому в процентную ставку закладывается риск невозврата кредита. Преимущество экспресс-кредита только в том, что вы приходите в магазин, видите ту вещь, которую хотели бы купить, денег у вас не хватает, но вы все равно имеете возможность купить ее в кредит. Да, переплата будет, но это все будет потом, зато сейчас вы покупаете то, что хотели.
Если же вы заранее оформите кредитную карту, которую, кстати, почти всегда можно использовать и как дебетовую, размещать на ней собственные средства, вы точно также совершаете покупку, только условия по кредиту более выгодные. Более того, банки предлагают так называемый льготный период. Если в течение этого периода кредит погашается, то проценты не начисляются вообще, а кредитный лимит возобновляется. Кредитная карта выпускается на два года и больше, в то время как экспресс-кредит - это продукт одноразовый.
Еще некоторое время назад банки предлагали кредитные карты в основном клиентам - держателям зарплатных карт, как наиболее надежной категории. Сейчас ситуация изменилась, и в первую очередь это связано с приходом на российский рынок «дочек» иностранных банков, предлагающих банковские услуги по европейским стандартам. От них стараются не отставать и отечественные банки, перенимая новации и адаптируя их к местным условиям. В свою очередь повышение благосостояния общества приводит к увеличению востребованности продукта. А как известно, спрос диктует предложение. Банки уже сами “охотятся” за клиентами, успешно погасившими потребкредит или имеющими депозитные счета или даже дебетовые карты, не говоря уже о зарплатных картах. Правда, лидер по зарплатным картам Сбербанк пока не предлагает кредитные карты. Зато в других банках можно получить кредитку под проценты от 12% годовых (Банк Авангард) до 24% годовых (Ситибанк).
С каждым днем открывается все больше отделений и филиалов коммерческих банков, происходит насыщение банкоматами, устройствами приема наличных (cash in), развивается Интернет-банкинг. Погашать израсходованные кредитные средства с банковской карты становится все проще. Это имеет большое значение для регионов, которые и помогут сделать кредитную карту “банковским продуктом 2008 года”.
|
|
|
|
Банки один за другим повышают процентные ставки по кредитным картам
Ежедневно приходят сообщения о повышении процентных ставок по кредитным картам. Предварительно можно сказать, что максимальная процентная ставка по кредитным картам сейчас достигла 39,99% годовых.
|
|
| |
|
|
Рынок кредитных карт растет скромными темпами, но дает возможность банкам больше заработать на клиентах
Объем задолженности по кредитным картам на 1 апреля текущего года составил 1,204 трлн. рублей. За 1-й квартал кредитные карты показали рост на 5,4% против 9,24% аналогичного периода прошлого года.
|
|
| |
|
|
Защита от мошенников – задача не только банков, но и ответственность самого клиента
Каждый держатель банковской карты и пользователь Интернет-банка просто обязан выполнять элементарные средства защиты своих денежных средств, чтобы противостоять действиям мошенников.
|
|
| |
|
|
Кредитные карты позволяют не только пользоваться кредитом, но и зарабатывать
Кредитная карта перестает быть только источником кредитных средств. Карты с функцией cash back дают возможность возвращать часть потраченных денег обратно, в также получать скидки в магазинах, зарабатывать бонусы и участвовать в акциях.
|
|
| |
|
|
Какие лимиты по кредитным картам предлагают сейчас банки
Кредитный лимит по вновь оформляемым кредитным картам составляет сейчас в среднем 55 485 рублей. Однако проявилась тенденция к закрытию действующих кредиток, со средним лимитом 35 тыс. рублей.
|
|
| |
|
|
Способы уведомлений клиентов об операциях по банковским картам банки вправе выбирать самостоятельно
Статья 9 ФЗ «О Национальной платежной системе» позволяет банкам самостоятельно выбирать способы направления уведомлений клиентам о совершенных операциях с использованием электронных средств платежа. Закон не оговаривает, что рассылка уведомлений должна быть обязательно бесплатной.
|
|
| |
|
|
Кредитные карты на отдыхе в России и, особенно, за рубежом
Дебетовая карта позволяет использовать только ваши собственные деньги, а кредитная карта дает возможность воспользоваться кредитом банка, когда расходы в предотпускной и отпускной период оказались выше ожидаемого.
|
|
| |
|
|
Какие новинки на рынке кредитных карт нам приготовили банки?
Конкуренция на рынке банковских кредитных карт заставляет кредитные организации разрабатывать все новые и новые интересные фишки и уникальные преимущества для своих карт.
|
|
|
|
|
|